8Tot8 (trismegistos1) wrote,
8Tot8
trismegistos1

Categories:

Мировые потоки торговли


В 1997—2007 годах прирост объемов международной торговли составлял 6% ежегодно, тогда как мировой ВВП рос лишь на 3,4% в год. Такой масштаб глобализации неразрывно связан с другими важнейшими изменениями, среди которых - внутрифирменная торговля, прямые иностранные инвестиции и новые стратегии транснациональных корпораций.



С тех пор как в 1995 году была создана Всемирная торговая организация (ВТО), наблюдается коренное изменение потоков международной торговли. Они отражают формирование новой конфигурации торговли, которое лишь отчасти было замедлено финансовым кризисом и проблемами в развитии BTO.

На Китай, доля которого в мировом экспорте в 1993 году составляла 2,5%, в 2006 году уже пришлось 8,2% (на Индию в те же годы — соответственно 0,6% и 1%). Он стал самой быстроразвивающейся страной в азиатском регионе, чей экспорт в целом за тот же период повысился с 26,1% до 27,8% общемирового показателя. Этот подъем Китая контрастирует со снижением веса США в мировом товарообмене (их доля упала с 12,6% до 8,8% глобального экспорта, а внешнеторговый дефицит США угрожает стабильности международной финансовой системы и мировой экономики).


Торговля между Югом и Севером растет, хотя и умеренными темпами: она составляет 6% мирового товарооборота против 3% в 1985 году, но этот рост обеспечивается в основном несколькими .быстроразвивающимися странами. Китай стал вторым после США Торговым партнером Африки, обогнав Францию и Великобританию (85% его импорта с африканского континента приходится на нефть).

Развитые капиталистические страны по-прежнему занимают главное место в международной торговле, причем направление «Север—Север» остается доминирующим (72,3% мировой торговли в 1993 году и 69% в наши дни), несмотря на недавнюю активизацию обменов между Севером и Югом — прежде всего между Северной Америкой и Европейским Союзом, с одной стороны, и Азией — с другой. Происходит «переформатирование» прежнего мирового разделения труда, основанного на «традиционной» торговле промышленными изделиями с Севера в обмен на сырье с Юга: наблюдается все больше обменов полуфабрикатами и комплектующими. Они порождаются делокализацией производственного и конструкторского труда, к которому ведет рост прямых иностранных инвестиций, осуществляемых транснациональными корпорациями из развитых стран. Эти товары затем реэкспортируются и интегрируются в сложные продукты и производственные процессы, выстраиваемые в странах Севера.

Изменение торговых потоков товаров и услуг тесно связано с важнейшими трансформациями в организации производства. Отсюда - вся важность обменов между ТНК, главными двигателями мировой торговли. Доля межфилиальной торговли внутри ТНК по отношению к общему объему их экспорта достигает 20% у японских, 60% - у американских и 70% — у шведских компаний. Эти потоки очерчивают новую географию международных обменов. Продукция телекоммуникационной и информационной индустрии — яркий тому пример. У Китая в этой отрасли складывается профицит в торговле с США и Европейским Союзом, но дефицит в торговле с крупнейшими странами Юго-Восточной Азии (Тайванем, Южной Кореей, Японией, Малайзией и Таиландом).

В 2006 году на торговлю товарами пришлось 81% мировой торговли, на торговлю услугами — 19%. К этому времени самым ходовым товаром были энергоносители (15% мировой торговли товарами), за ним шли офисная техника и телекоммуникационные товары (12,3%). Далее следовали продукция химической промышленности (i 0,3%), автокомпоненты (8,6%), сельскохозяйственные товары (8%), текстиль и одежда (4,5%).

За нынешним общим ростом товарооборота скрыты скачки физических объемов торговли и цен на поставляемые товары. Повышение цен на энергоносители привело к резкому росту стоимостных объемов торговли ими. Однако рост товарооборота в сфере информационных технологий, которому ВТО способствовала с самого своего появления, происходит несмотря на существенное падение цен на них (на сопоставимые товары оно достигало в среднем 6% в год в период с 1996 по 2005 год, тогда как цены на прочую промышленную продукцию росли примерно на 1% в год).

В 2006 году экспорт услуг касался в основном коммерческих услуг — бухгалтерских услуг, рекламы, PR (50% от общего объема), туризма (27,1%) и, наконец, транспорта (22,9%).

Но, несмотря на все это, мир не превратился в безграничное пространство, в котором товары и услуги перемещались бы безо всяких ограничений.

Полезные ссылки

>  Всемирная торговая организация: www.wto.org

>  Конференция ООН по торговле и развитию: www.unctad.org

>  Центр перспективного прогнозирования и международной информации: www.cepii.fr/francgraph/doctravail/docw2002.htm

>  Глобальная политика: www.globaipolicy.org/ngos/int/wto/index.htm

использована информация 
Атлас Le Monde Diplomatique



Tags: Атлас Le Monde Diplomatique
Subscribe

  • Мы наш, мы новый мир построим - Украина

    "Раннефеодальный протест против позднефеодального абсолютизма". И причем тут буржуазная демократия?

  • В преддверии...

    Странное чудо, дивная перына, На которой спит сия Бог-Детина! Что говорю - спит!.. как на кресте спати?! 3 детска Он за нас учится страдати! =…

  • Две Украины - на заметку

    Оригинал взят у colonelcassad в Две Украины Тут спрашивали на тему возможных линий раскола Украины. На деле ничего нового там с 2004…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments